Дата публикации: 16 марта 2022
«Мы поддерживаем контакты с русскими музеями, обсуждаем проекты»
Директор галереи Уффици Айке Шмидт — о друзьях Микеланджело, доме Достоевского и гастрономических шедеврах великих художников
Всё началось с Медичи
— Как возникла идея открыть Музей русской иконы, в котором представлены 78 уникальных экспонатов конца XVI – середины XVIII века?
Развенчание «да Винчи»: как «Спаситель мира» перестал считаться работой Леонардо
Кто нарисовал самую дорогую картину в истории и почему ею не заинтересовались Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина
— Галерея Уффици располагает самым большим собранием русских икон на Западе. Первые из них попали в коллекцию Медичи в конце XVI века — почти наверняка, это были дипломатические дары. Затем ее пополнили многие другие иконы, которые привезли во Флоренцию из России в первую половину XVIII века. В 1761 году впервые была проведена инвентаризация икон, что свидетельствует о большом интересе флорентийских герцогов к русской культуре, искусству и религии. Нашу коллекцию отличает от собраний других музеев то, что иконы в основном среднего и малого размера. Путешественники брали их с собой в дорогу, в том числе когда отправлялись в Италию. Большинство из них написано в традиционной манере, но в некоторых видно влияние итальянского искусства.
Я хотел бы сказать еще о двух моментах в истории Палаццо Питти, связанных с Россией. В 1860-е годы Федор Достоевский жил во Флоренции в доме напротив нашего здания (на доме установлена мемориальная доска. — «Известия»), он заканчивал тогда роман «Идиот». Писатель посещал Палаццо Питти, гулял почти каждый день в прилегающих к нему садах Боболи.
«Ищем работы русских живописцев»
— Среди русских автопортретов — Кипренский, Айвазовский, Кустодиев, Шагал и наш современник Борис Заборов, который в прошлом году умер в Париже. Не считая икон и автопортретов, в Уффици нет других русских картин?
Арт-безумие Парижа: пионерки, одалиски и Мата Хари
Какими предстали русские художницы-авангардистки на выставке в Люксембургском музее
— Мы не собираем современное искусство в широком смысле этого слова — у нас нет для этого ни залов, ни хранилищ. Помимо русских икон и автопортретов, у нас есть рисунки ваших художников. Мы бы хотели продолжить их коллекционирование. Хотели бы здесь, в Италии, найти какую-нибудь работу кисти великих русских живописцев XIX – начала ХХ века.
Поскольку очень многие русские художники приезжали в Италию в это время, было бы замечательно обнаружить их произведения. С этой целью мы отслеживаем продажи, но пока безуспешно. В идеале это должна быть работа, которая либо написана в Италии, либо как-то с ней связана.
— Вы продолжаете расширять вашу уникальную коллекцию старых мастеров?
— Несмотря на рост цен на арт-рынке, они нас по-прежнему интересуют. Из новинок я особенно хотел бы отметить два действительно важных приобретения. Это картины друга Микеланджело Даниеле да Вольтерра «Пророк Исайя в пустыне» и «Святое семейство со Святой Варварой», они в течение трех веков после его смерти оставались у потомков художника.
Мы приобрели их недавно, и сейчас они выставлены в Уффици вместе с другими его работами и работами учеников и друзей Микеланджело. Поразительно, что до сих пор в итальянских домах хранятся выдающиеся картины, которые время от времени появляются на рынке. Нам удавалось их приобрести, потому что закон запрещает вывозить их из страны.