Дата публикации: 21 июня 2021
Медитация как одна из разновидностей ментального тренинга является не лучшим способом развить творческие способности, в частности когнитивную гибкость. К такому выводу пришли психологи СПбГУ — они продемонстрировали это на примере создания метафор. Результаты исследования, поддержанного грантом Правительства Российской Федерации, были опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology в преддверии Международного дня йоги, который отмечают 21 июня.
Медитация, а именно один из ее видов — так называемое открытое наблюдение (open monitoring, OM), попала в сферу научных интересов психологов СПбГУ. Этот вид медитации предполагает наблюдение за своими переживаниями без их оценки, что позволяет повысить осознанность собственного телесного и ментального опыта. Ученые предположили, что он потенциально может улучшить когнитивную гибкость и тем самым повысить творческий потенциал человека. Проверить это исследователи решили на примере создания метафор в ходе рандомизированного контролируемого исследования.
В нем приняли участие 62 человека (52 из которых — женщины) в возрасте от 18 до 33 лет, имеющие неоконченное и оконченное высшее образование. Все они были случайным образом распределены между тремя группами. Первая получила материал и инструкции для проведения ментального тренинга. На протяжении 14 дней участники, слушая аудиогид, должны были осознавать свои собственные телесные и ментальные переживания, наблюдать за ними и вести дневник. Второй группе повезло чуть меньше — испытуемые, не зная того, получили для прослушивания плацебо-тренинг, а именно запись об уходе за растениями: по всем остальным параметрам — темпу, количеству пауз и слов — она была идентична первой. Участники этой группы также должны были вести дневник наблюдений. Третья — контрольная — группа на протяжении двух недель никак не меняла свой обычный образ жизни.
До начала тренинга участники всех групп прошли тестирование, в ходе которого исследователи замерили уровень интеллекта, внимания, оценили состояние самочувствия, активности и настроения испытуемых, а также их когнитивную гибкость. Для этого участникам было предложено задание «Последствия» из теста Торренса — не вполне реалистичная гипотетическая ситуация, из которой нужно придумать выход (например, «Через три дня вся наша планета будет затоплена водой и превратится в один океан. Что ты собираешься делать?»). Всем участникам также было предложено создать метафору для таких понятий, как «благородство» и «верность». Ответы, как и креативность метафор, оценивали три независимых судьи, имеющие опыт исследования творческих и интеллектуальных способностей. «Мы не обнаружили значительных различий между группами участников по показателям, которые могли бы оказать влияние на результаты медитации открытого наблюдения или креативности как таковой», — отметила Яна Башмакова, один из авторов исследования.
После тренинга участники проходили повторное тестирование и создавали метафоры для таких понятий, как «гармония» и «честность». «Мы позаботились о том, чтобы слова, к которым создавались метафоры, и на первом, и на втором этапах тестирования были равны по эмоциональному настрою и количеству слогов», — подчеркивает Яна Башмакова.
Проанализировав полученные данные, авторы исследования не нашли подтверждения гипотезы о влиянии медитации на когнитивную гибкость. «Однако это не означает, что в этом вопросе поставлена точка. Требуются дальнейшие более длительные исследования на более широкой выборке», — считает Яна Башмакова.
Возможно, выводы исследования способны разочаровать обывателя, но только не научное сообщество. «Во-первых, мы стали первыми, кто решил изучить влияние ментального тренинга на когнитивную гибкость на примере создания метафор. Все, что связано с когнитивной гибкостью как таковой, с порождением метафор как таковых и с эффектами медитации, но в других областях психической жизни, изучается уже давно. Однако до нас никто не пытался проанализировать влияние ментального тренинга на когнитивную гибкость и ее связь с креативностью метафор», — говорит руководитель исследования кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Ольга Щербакова.
«Во-вторых, мы постарались максимально проконтролировать все вмешивающиеся переменные, способные повлиять на результат. С точки зрения науки мы создали хорошо работающую исследовательскую парадигму. Исследователи, которые будут заниматься дальше этой темой, могут, уже опираясь на наши наработки, сильно облегчить себе задачу», — отметила эксперт. По словам ученого, исследователям, которые изучают эффекты медитации, также важно работать в широком информационном поле и обращаться к экспертам по медитации. «Так, нас на этапе подбора стимульного материала консультировал специалист в этой области д-р Рассел Вейли Чан. Мы ему очень благодарны», — отмечает Ольга Щербакова.
Результаты исследования вносят теоретический вклад в понимание того, до какой степени медитативные практики способны влиять на те или иные когнитивные процессы (при учете того, что проконтролировано большое количество дополнительных факторов). Ольга Щербакова также подчеркивает, что разные исследования медитации не всегда сопоставимы друг с другом, так как типов медитации достаточно много, а единой общепринятой классификации на данный момент не существует.
Для информации
Исследование поддержано грантом Правительства РФ (грант-контракт № 14.W03.31.0010).